Профессиональный инструмент техника-протезиста – эволюция развития.
Профессиональный инструмент техника-протезиста – эволюция развития.
Эволюция профессионального инструмента – дело не быстрое. Как все профессионалы, зарабатывающие деньги своими руками, мастера достаточно консервативны и с настороженностью воспринимают любое новое оборудование, не прошедшее «обкатку» у своих же коллег. Поэтому и бормашины зуботехнические, о которых пойдет речь в этой статье, достаточно медленно и постепенно превращались в компактные, мощные и надежные средства для точной и эффективной обработки материалов из металла, керамики, пластмассы и т.д. какими они являются сегодня.
Если оглянуться назад лет на 12-15, то можно здорово удивиться тому, как тогда работали техники-протезисты. В качестве основного инструмента использовались так называемые рукавные бормашины различных модификаций, но построенные по одному принципу: большой асинхронный или коллекторный (щеточный) приводной двигатель далее гибкий «рукав» с торсионом, передающим вращение на ручной наконечник с цанговым зажимом. Неудобств было масса. «Рукав» хотя и «гибкий» все же был достаточно жесток и основательно мешал свободному манипулированию рукой с наконечником. (Кстати, именно с тех пор, ту часть бормашины, что находится в руке техника-протезиста, продолжают называть по привычке наконечником или микромоторным наконечником.) Торсион мог передать приличную мощность, но, к сожалению, не способен был обеспечить достаточно высокую скорость вращения (не более 20 000 об/мин кратковременно) и имел ощутимые вибрации и шум. Очевидно, что и надежность и долговечность подобного оборудования сильно зависела от регулярности смазки и технического обслуживания наконечника и «рукава».
Тем не менее, появившиеся на рынке зуботехнического оборудования микромоторные наконечники, у которых приводной двигатель был совмещен с наконечником (торсион был ликвидирован), не сразу нашли своего покупателя. Основным преимуществом их конструкции стало то, что вместо «рукава» микромоторный наконечник был связан с блоком управления лишь очень эластичным электрическим кабелем, а приводной двигатель и наконечник с цанговым зажимом для инструмента соединялись напрямую через муфту или даже имели общий единый вал. Вследствие этого исчезли недостатки и ограничения, связанные с наличием «рукава», т.е. существенно меньше стали вибрации и шумы, появилась возможность увеличить скорости вращения инструмента, пропала потребность регулярной смазки элементов «рукава», выросли срок службы и, самое главное, удобство и производительность работы бормашиной. Однако не все так хорошо, как того бы хотелось. В качестве приводного двигателя первых безрукавных бормашин использовались коллекторные двигатели постоянного тока с присущими им конструктивными и технологическими недостатками. А именно: наличие щеточно-коллекторного узла ограничивало максимальную скорость пределом в 25000 об/мин для сохранения приемлемых показателей долговечности и надежности. Технология изготовления этого узла была достаточно сложной и приводила к удорожанию бормашины, мощность приводного двигателя приемлемых габаритов (для ручного инструмента) не превышала 25-40 Вт. И это при условии обязательного охлаждения щеточно-коллекторного узла продувом, т.е. требовалась установка вентилятора охлаждения, добавляющего шумы и возможность загрязнения внутренней области наконечника продуктами обработки материалов. Тем не менее плюсы новой конструкции существенно перевешивали ее минусы и со временем большинство зубных техников перешли на использование микромоторных наконечников для ответственных, точных работ по обработке протезов, оставив грубые «обдирочные» операции для стационарных настольных шлифмашин. Законодателями моды в сфере оборудования для зуботехнических лабораторий всегда были немецкие фирмы. Бормашины не исключение. Появившаяся примерно в 1990 году К-9 фирмы KaVo была настолько удачной, что и по сей день продолжает выпускаться и пользуется спросом. Из российских производителей, пожалуй, никто не мог составить серьезную конкуренцию этой машине, хотя и достаточно дорогой, прежде всего из-за отсутствия технологии изготовления щеточно-коллекторного узла, способного надежно работать на скоростях более 20 000 об/мин.
Оценив удобство и возможности новой машины, солидные (платежеспособные) зуботехнические лаборатории стали постепенно оснащаться таким оборудованием. Появившийся спрос стимулировал и отечественных разработчиков и изготовителей медтехники. Однако уже упомянутые технологические ограничения не позволяли конкурировать с немецкой, а позже и с американской, итальянской и другими импортными зуботехническими бормашинами. Выход из ситуации нашла российская компания «РЭЛМА», первой выпустив на рынок в 1994 году зуботехническую бормашину БМЗ-25-60 без пресловутого щеточно-коллекторного узла, т.е. бесщеточную бормашину на базе вентильного бесконтактного двигателя постоянного тока. За счет уникальной, запатентованной конструкции двигателя удалось наладить серийное производство зуботехнической бормашины с достойными характеристиками по мощности (60 Вт) и по частоте вращения (25 000 обмин).
Особенности вентильного двигателя хорошо известны специалистам по электроприводу. Хотя это и скрыто от глаз потребителя, но отказ от щеток и коллектора однозначно требует усложнения электронного блока управления и оснащения электродвигателя дополнительными элементами, например, датчиками положения ротора. Это приводит к тому, что в составе микромоторного наконечника, самой нагруженной части бормашины, появляются миниатюрные (габариты требуют), не слишком надежные электронные компоненты. Причем со своими токоподводящими проводами в дополнение к основному кабелю питания вентильного электродвигателя. Кстати говоря, этот факт вполне может служить отличительным критерием коллекторной бормашины от бесконтактной. Посмотрите на разъем электрического кабеля. Если он на два контакта – эта машина на сто процентов имеет щеточно-коллекторный узел и, следовательно, ограниченный срок службы. Если контактов более трех – это бесконтактный привод с датчиками положения ротора – хороший выбор, если забыть, что электроника совмещенная с механикой, подверженная ее нагреву, вибрации и загрязненности, не самая надежная вещь. В разъеме всего три контакта – это двигатель и бесконтактный и без датчиков - последнее слово технической мысли, но об этом чуть позже.
Итак, появившиеся бормашины нового поколения вполне соответствовали уровню развития техники и технологии. По мере совершенствования электроники, появления и бурного развития микропроцессорной техники, удалось исключить из конструкции наконечника бормашины датчики положения ротора вентильного двигателя и постепенно довести потребительские параметры бормашины без датчиков до высокого уровня, отвечающего все возрастающим требованиям технологии зубопротезирования и, следовательно, квалификации техников-протезистов. За счет повышения эффективности электродвигателя и снижения его потерь мощности стало возможным отказаться от обдува и вентилятора, закрыть внутренние детали от абразивной пыли. Необходимость частой замены подшипников, врожденного «слабого звена» современной бормашины, существенно уменьшилась. Конечно, недостатков не лишены и они. Устранить их пока не удается. Например, особенности связанные с принципом работы вентильного электродвигателя без датчиков положения ротора приводят к невозможности сохранить момент на валу машины при неподвижном роторе. Отсюда следует совет пользователям такой машины: при плавном приложении нагрузки на инструмент, бормашина способна выдать гораздо большую мощность, нежели при резком нагружении. Особенно это заметно при малой скорости вращения. Многие ли об этом знают?
Постепенно сформировались требования к зуботехнической бормашине, ставшие стандартом качества: скорость вращения 1 000 – 40 000 об/мин, стабилизация скорости вращения во всем диапазоне вне зависимости от нагрузки, момент на инструменте от 3 до 7 Н•см, радиальное биение инструмента не более 20мкм, удобная смена инструмента, наличие реверса и педального регулирования скорости вращения и др. И конечно надежность и еще раз надежность. Лучшие образцы зуботехнических бормашин вполне удовлетворяют этим требованиям. В частности прямые наследники бормашины БМЗ-25-60, такие как РЭЛМА-1, РЭЛМА-2, РЭСТАР-01 полностью соответствуют перечисленным критериям и заслужили хорошую репутацию у зубных техников. Основанные на собственных разработках компаний-производителей, технические характеристики бормашин обеспечиваются уникальной технологией изготовления и контроля качества готовых изделий на всех этапах производства. По соотношению цена-качество, интегральному показателю для любого товара, названные бормашины занимают лидирующие позиции в своем классе стоматологического оборудования.
На российском рынке стоматологического зуботехнического оборудования сегодня яблоку негде упасть. Огромный выбор и техники и производителей. Разброс по ценам и качеству также достаточно велик. Каждый зубной техник выбирает для себя оптимальное оборудование. Импортная техника известных производителей безусловно хороша. Но все прекрасно до тех пор, пока не пришел черед ее ремонтировать. А ломается любая техника, особенно столь интенсивно эксплуатируемая, как зуботехнические бормашины. Сервис же зуботехнического оборудования налажен даже в Москве гораздо хуже, чем, например, автосервис. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту зуботехнической бормашины – это сложный электронный блок управления и прецизионная механика микромоторного наконечника. В основном ремонт их осуществляет производитель. Подумайте, сколько времени, сил и средств может это потребовать. В России должна трудиться российская бормашина. Это не только патриотизм, это здравый смысл. По соотношению цена-качество российское подобное оборудование абсолютно конкурентоспособно. Технические параметры не уступают лучшим импортным аналогам. Надежность и долговечность в норме, самые ответственные детали и элементы от лучших мировых производителей (спасибо глобальной интеграции). Сервисное обслуживание на высоте. И разговариваем мы с Вами на одном языке, а значит, всегда поймем друг друга.
Куликов Н.И., Сухов Д.В.
Назад к списку